Подпишитесь на новости:

в Google Reader в Яндекс Ленте



Порекомендуйте эту страницу друзьям:

Налоговая система России - единое лекарство для сотни больниц


Михаил ВасильевКакие налоги могут вводить, изменять и отменять региональные и местные власти.

Жизнь большой страны, лежащей в девяти часовых и четырех климатических поясах и населяемой более 180 народов, требует большой гибкости. В том числе и гибкости в налогообложении. В первую очередь такая гибкость нужна, чтобы региональные и местные власти могли более эффективно решать местные проблемы, проводить эффективную экономическую и экологическую политику, соответствующую запросам граждан. В частности, экологические проблемы некоторых городов представляется довольно проблематичным решить без адекватной тарификации использования ограниченных ресурсов и разрешения конфликта прав, что проще всего было бы сделать через налогообложение. А граждане, в свою очередь, имели бы возможность сравнения (и, в конечном итоге, выбора места жительства и ведения бизнеса) между регионами с низкими налогами и меньшим количеством социальных гарантий и государственных услуг и регионами с более высокими налогами и большим количеством (или более высоким качеством) социальных гарантий и государственных услуг.

И Конституция РФ дает такую возможность. Так статья 72 Конституции оставляет установление общих принципов налогообложения и сборов в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71), а региональные — в ведении субъектов Федерации (статья 73). После прочтения соответствующих глав Конституции естественным образом в уме возникает налоговая система, когда регионы и федеральный центр имеют равные права в установлении собственных налогов и сборов и не вмешиваются в дела друг друга, координируясь лишь на предмет оценки чрезмерности налогового бремени.

Однако, как известно, Конституция РФ не считается законом прямого действия ни для правоприменителей, ни для законодателей. И в Налоговом кодексе (НК) с одобрения Конституционного суда исповедуется уже другой подход к налоговой системе. В частности практически полностью уничтожается автономия регионов в налоговой сфере.

Даже по соотношению количества федеральных, региональных и местных налогов видно, в чью пользу трактуется «совместное ведение». Так федеральных налогов и сборов статья 13 НК перечисляет 8 (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов, гос. пошлина), региональных — 3 (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог), а местных — 2 (земельный налог, налог на имущество физических лиц). С учетом того, что игорный бизнес разрешен, за небольшим исключением, лишь в четырех игорных зонах, федеральных налогов получается ровно в два раза больше, чем региональных и местных вместе взятых. А если еще учесть инфляцию, которая формально налогом не является, но фактически является федеральным налогом на держателей и пользователей рублей, то соотношение увеличивается еще больше в пользу федерального центра.

При этом права регионов вводить новые налоги в дополнение или взамен старых или упразднять существующие региональные налоги, если они вдруг покажутся неэффективными или несоответствующими интересам жителей региона, серьезно ограничены. Точнее таковых прав нет вообще, т. к. статья 12 п. 6 НК гласит, что «Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Также по большинству налогов применяется норма, устанавливающая применение ставок налогов, предусмотренных НК, если региональными законами не установлены другие согласующиеся с НК ставки. Излишне упоминать, что вносить поправки в НК региональные власти не могут. Теоретически, конечно существует возможность для региона совсем отказаться от взимания регионального налога, но вряд ли на это кто-то пойдет, если заменить выпадающие доходы нечем, а задачи по расходам федеральный центр ставит в неугасающим энтузиазмом.

И даже в том, что касается существующих региональных и местных налогов, полномочия региональных органов власти серьезно ограничены тем же Налоговым кодексом. Например, транспортный налог, который вызывает много критики в среде автомобилистов и имеет явно выраженный дискриминационный характер. Ставки этого налога установлены Налоговым кодексом. Регионы имеют право изменять ставки, однако не вправе снижать их для автомобилей до 150 л.с. (статья 361 пункт 2). С учетом того, что автомобили мощностью до 100 л.с. составляют 64% автопарка страны и еще пара десятков процентов приходится на авто мощностью 100-150 л.с. региональные власти могут снижать ставки налогов лишь для 10-20% автомобилей, но опять таки не более, чем в десять раз.

Справедливости ради необходимо заметить, что существует федеральный налог, который могут изменять региональные власти. Разумеется, в определенных пределах. Налог на прибыль организаций изначально установлен в размере 20% прибыли, из которых 2% зачисляются в федеральный бюджет, а 18% - в бюджет субъекта Федерации. Органы власти региона вправе снижать ставку, поступающую в региональный бюджет, но не ниже 13,5%. И регионы этим активно пользуются. Так, в Москве установлена пониженная ставка для организаций-резидентов особой экономической зоны "Зеленоград". В Иркутской области предоставляется небольшая скидка по налогу для предприятий некоторых отраслей, если они приобретали или создавали основные средства производства (Закон Иркутской области от 12.07.2010 №60-оз "О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков"). Однако пока еще политика Иркутской области по налогу на прибыль не позволяет сделать выплату налогов в бюджет области более привлекательной, чем выплату по месту нахождения головного офиса компании.

Однако, среди федеральных налогов налог на прибыль следует считать исключением. По НДС, НДФЛ, акцизам и др. регионы не имеют права изменения налоговой ставки.

Вот и получается, что налоговая система России излишне централизована в нарушение Конституции. Это лишает регионы реальных возможностей проводить эффективную экономическую и экологическую политику, соответствующую интересам населения, и делает их чрезмерно зависимыми от федерального центра. К счастью, политика в сфере здравоохранения пока еще не зашла так далеко и не принято Медицинского кодекса, который бы прописывал единое лекарство всем пациентам России, независимо от заболевания, обстоятельств и целей лечения. Однако, смех смехом, а перекосы в налоговой сфере надо будет устранять, как только появится такая возможность и это является главной задачей деятельности РПР-ПАРНАС. А иначе гражданам России так и придется жить в условиях колонизации "условной Москвой", а фактически - федеральным центром.



PS. Разрешается использование и распространение этого материала в интернете с прямой активной гиперссылкой на данную страницу. Разрешается использование и распространение этого материала в СМИ с указанием источника: Сайт РПР-ПАРНАС Иркутская область.