Подпишитесь на новости:

в Google Reader в Яндекс Ленте



Порекомендуйте эту страницу друзьям:

Михаил Васильев: налоговое законодательство - основа зависимости
бюджета Иркутской области от Кремля


Михаил ВасильевВопрос кто кого в России кормит не покидает умы граждан. К тому факту, что Россия кормит Кавказ, кажется уже все привыкли в то время как с тезисом «Россия кормит Москву» некоторые еще спорят, возражая, что Москва, мол, сама всех кормит. Какое же положение здесь занимает бюджет Иркутской области? Действительно ли Приангарье - дотационный регион?

Поверхностный взгляд на структуру бюджета Иркутской области дает нам печальную картину — регион не способен прожить без федеральных субсидий. Например, в бюджете на 2013 год (скачать приложения) запланированы субсидии из федерального бюджета в сумме около 7,9 млрд. рублей при общей величине регионального бюджета 86,1 млрд. рублей. То есть, зависимость от федерального центра составляет 9,2%. Причем, если взглянуть на бюджеты Иркутской области начиная с 2001 года, это еще относительно скромная величина. В предыдущие годы зависимость была намного сильнее и рекордный ее уровень был достигнут в период 2008-2010 гг., когда из федерального центра поступало до 30 % доходов регионального бюджета.

Для сравнения, большую часть губернаторства Юрия Ножикова Иркутская область была регионом-донором и субсидий в бюджет не получала.

Теперь посмотрим на ситуацию чуть глубже. Для примера возьмем 2011 год и данные Росстата. Объем собранных налогов и сборов на территории области составил суммарно 125,6 миллиардов рублей при объеме консолидированного бюджета Иркутской области в 113,1 миллиардов рублей. Избыток более 12 млрд. рублей налицо. Другими словами, каждый десятый рубль налогов, уплаченных на территории области, уходил федералам. Здесь дотационностью уже не пахнет, а есть устойчивая избыточность.

Переход на второй уровень глубины раскроет нам следующую диаграмму. На диаграмме сопоставлены доходы консолидированного бюджета субъекта федерации с его объемом производства (по данным РИА Рейтинг). Графики специально совмещены так, чтобы показатели были соразмерными. Сплошной линией показаны доходы бюджета, пунктирной - объемы производства.


Бюджет Иркутской области и некоторых других регионов в сравнении с региональными объемами производства


На графиках объемы консолидированных бюджетов Иркутской области и других рассмотренных регионов сопоставимы с объемами производства. Это соответствует отношению бюджета субъекта федерации к объему его производства в районе 15,5 — 16,3 %. Средняя величина этого отношения в России, включая субсидируемые республики — около 21 %. Однако в случае с Москвой два столбца диаграммы по высоте отличаются в два раза. Это значит, что Москва получает в бюджет города аж 31% своего продукта — вдвое больше Иркутской области и в полтора раза больше среднероссийского показателя. Конечно, это не рекорд — для Ингушетии эта величина составляет 107,2 % (Чечня в списке отсутствует). Именно дотационные республики северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока России и составляют компанию Москве во главе этого рейтинга. Нефте- и газодобывающие Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область находятся в последней трети списка со значениями 4 — 13,8 %, что объясняется изъятием большей части их налогов не в местные и региональные, а в федеральный бюджет.



Очевидно, что где-то в Москве забил фонтан, подобный фонтану федеральных субсидий республикам северного Кавказа. И источник этого фонтана известен — это налог на прибыль. Дело в том, что предприятия Иркутской области, входящие в крупные компании (а кто из них сейчас еще сохранил самостоятельность?) платят налог на прибыль по месту расположения головного офиса компании. В принципе, никто не запрещает им самостоятельно определять в каких объемах показывать прибыль на каждом из предприятий компании. Однако, поскольку налог на прибыль во регионах зачастую одинаковый, то смысла в этом нет и проще платить налог в Москве. А если компания крупная, то она регистрирует головной офис в офшоре и платит налог на прибыль там.

То есть, если учесть объемы налога на прибыль, которые создаются производственными мощностями, работающими на территории Иркутской области, а платятся в других городах и странах, то Иркутская область будет уже не просто самоокупаемой, а сильно избыточной. А если еще при этом реформировать налоговую систему так, чтобы хотя бы часть налога на заработанную в регионе прибыль поступала в бюджет Иркутской области, то это позволило бы значительно повысить уровень социальных услуг и всерьез задуматься о снижении других налогов.

Но есть сомнения, что реформа налоговой системы, которая бы устранила эти перекосы, будет интересна Кремлю и подконтрольным ему партиям. Самостоятельная область не будет зависеть от дотаций. Да и избранный и финансово независимый губернатор может оказаться слишком самостоятельным в общении с федеральными чиновниками, как в свое время был Юрий Ножиков.

Так что, дотационность бюджета Иркутской области — это фантом, созданный федеральными властями с помощью налогового законодательства для усиления контроля за регионом и закрепления его колониального положения. Никакой реальной экономической базы за этим фантомом нет и перераспределение налоговых поступлений из федерального центра в пользу регионов и муниципалитетов автоматически повысит статус Иркутской области как субъекта федерации. И это есть главная задача РПР-ПАРНАС - партии регионов - на ближайшие годы.


PS. Разрешается использование и распространение этого материала в интернете с прямой активной гиперссылкой на данную страницу. Разрешается использование и распространение этого материала в СМИ с указанием источника: Сайт РПР-ПАРНАС Иркутская область.