Подпишитесь на новости:

в Google Reader в Яндекс Ленте



Порекомендуйте эту страницу друзьям:

Александр Гладков: Территориальные строительные нормы снизят себестоимость строительства


Александр ГладковЕсли власти Иркутской области разработают и примут территориальные строительные нормы (ТСН), и эти нормы будут разработаны не исходя из принципа самопиара власти, а из реалий жизни в регионе, это позволит снизить себестоимость строительства, сэкономить средства налогоплательщиков и расширить социальную инфраструктуру.

Интервью взял Михаил Васильев.



Михаил Васильев (МВ): Александр, добрый день. Вы — опытный проектировщик, руководитель проектной организации и не понаслышке знаете о том, из чего складывается себестоимость строительства в Иркутской области и за счет чего ее можно снизить? Цены на строительные материалы растут, а Вы говорите о снижении стоимости того, что из этих материалов сделано. Нет ли здесь парадокса?

Александр Гладков (АГ): Добрый день. Все на самом деле вполне закономерно. Ведь себестоимость строительства, например, спортзала, складывается не только из его размеров и условий строительства, но и от того, какие требования предъявляются к сооружению. Могут быть одинаковые по размерам помещения спортзала, но один из них будет укомплектован минимальным необходимым набором вспомогательных помещений и инженерного оборудования, а другой будет включать большой набор помещений определенной площади, оснащенный дорогостоящим высокопроизводительным инженерным оборудованием. Себестоимость строительства будет отличаться очень сильно.

МВ: А исходя из чего заказчик и проектировщик определяют, какими помещениями и оборудованием укомплектовать спортзал?

АГ: В том то и дело, что выбор заказчика очень ограничен. Проектировщики и строители в своей деятельности должны следовать строительным нормам. Они регламентируются ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». К этому документу есть приложение с перечнем обязательных Строительных правил (СП). Остальные СП являются правилами добровольного применения. В процессе согласования проектов в Государственной экспертизе возникает ситуация, когда для оценки сооружения невозможно применить обязательные нормативные документы — их нет в перечне. Поэтому применяются существующие, например, для обсуждаемых нами объектов — СП 31-112-2004 «Физкультурно-спортивные залы. Часть 1, Часть 2». Если буквально следовать требованиям этих документов, то в крохотном поселении с количеством жителей 1-2 тысячи человек нужно построить целый спортивный комплекс, включающий жесткий набор помещений определенной площади, их взаимное расположение согласно технологическим требованиям СП, обеспечить его дорогостоящим инженерным оборудованием. И это в поселке где нет водопровода, благоустроенных туалетов, элементарных душей в большинстве домов. Вы где-нибудь видели, чтобы даже в областном центре после занятий физкультурой школьники мылись в душе? Помимо повышенных затрат на строительство усложнение сооружений ведет к увеличению затрат на их содержание, что может позволить себе не каждый бюджет.

МВ: Речь ведь здесь идет не только о спортивных сооружениях, но и о жилье?

АГ: Да, но подробности мы обсудим в следующий раз.

(подпишитесь на нашу рассылку Новости РПР-ПАРНАС Иркутская область чтобы не пропустить)

МВ: А можно ли это противоречие преодолеть в рамках существующих норм?

АГ: Любой другой проект просто не согласуют в Госэкспертизе, даже если он будет полностью безопасным и устраивающим заказчика.

МВ: То есть здесь действует принцип «что не утверждено строительными нормами, то запрещено» независимо от мнения населения и местных властей?

АГ: Фактически да. И выход здесь в принятии территориальных строительных норм, рассчитанных на многообразие интересов населения. Так можно было бы оптимизировать требования к сооружениям. Принятие таких норм позволит региональным органам Госэкспертизы рассматривать проекты на соответствие уже региональным и местным нормам, требующим меньших затрат на возведение и эксплуатацию. Заказчик и проектировщик смогут прямо сослаться на принятую норму.

МВ: А в каких-нибудь регионах это уже практикуется?

АГ: Механизм Территориальных строительных норм прекрасно функционирует во многих регионах страны. Москва в этом вопросе один из лидеров. Еще в 1997 году там разработаны и введены в действие МГСН 4.08-97 «Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений». В этом документе введено понятие спортивного клуба, отсутствующего в федеральных строительных нормах. Раньше регулирование создания территориальных строительных норм было регламентировано СНиПом 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», сейчас он отменен. Вместо него ничего подобного не принято, но есть опыт других регионов когда разрабатывается ТСН с названием «Порядок разработки территориальных строительных норм» так как это сделано например, в Санкт-Петербурге. Так что можно, не изобретая велосипед, изучить базу уже существующих территориальных строительных норм и взять на вооружение в нашем регионе.

МВ: А почему власти Иркутской области этим не занимаются?

АГ: Трудно сказать. Наверное они заняты другими интересными делами (смех). Могу только предположить, что сверху указания не поступало, а на сигналы снизу власть разучилась реагировать.

МВ: Может быть это связано с дополнительными затратами на разработку территориальных строительных норм или в регионе нет соответствующих специалистов?

АГ: Насчет дополнительных затрат: если строители узнают, что профинансировав определенную научно-исследовательскую работу они получат дополнительный объем заказов работ, сократят издержки и время по согласованию проектов, недостатка в финансировании не будет. Механизм для координации такой деятельности не так давно появился в лице Некоммерческих союзов строителей и проектировщиков, выдающих допуски к соответствующей деятельности, нужна только инициатива и административный ресурс. Насчет соответствующих специалистов: в нашем регионе, в Иркутске на настоящий момент весьма сильная научная база, кроме того, как Вы знаете, мир становится все теснее и взаимодействовать со специалистами из других регионов технически совершенно не сложно. Например, Иркутские городские нормативы градостроительного проектирования (МНГПИ-1.13.01-08) разработаны в основном в Москве.

МВ: Какой основной риск связан с принятием новых территориальных строительных норм?

АГ: Излишнее «зарегулирование». К огромному сожалению, психология «вахтера» до сих пор превалирует в отношениях разрешительных структур и бизнеса. Если есть возможность зацепиться за норму и запретить, то это обязательно произойдет. Поэтому очень важно чтобы при разработке норм власти руководствовались здравым смыслом, интересами людей. Есть мнение, что повышая требования к подобным сооружениям можно задавать высокую планку потребления, и формировать более высокую культуру. Это действительно так, но то, что видится из теплых уютных кабинетов не всегда соответствует тому, что происходит на местах и соблазн сказать о том, что идет работа над повышением благополучия не должен затмевать экономическую составляющую такой «заботы».

МВ: А какой могла бы быть роль РПР-ПАРНАС в продвижении ТСН?

АГ: Основа программы РПР-ПАРНАС — выравнивание системной диспропорции в принятии решений и распределении средств между центром и регионами. Эта проблема не только в законодательстве, эта проблема в головах. Сложилась ситуация когда все ждут указания, ждут, что кто-то сделает определенную работу и возьмет на себя ответственность. Ведь в данном случае речь идет даже не о том, чтобы возвращать полномочия в область, а о том, чтобы воспользоваться уже имеющимися полномочиями. Представители партии чувствуют свою компетенцию, готовы вникать в разные проблемы и решать их законными способами. Если на выборах в Законодательное собрание в сентябре жители области окажут нам доверие и мы получим представительство в органе законодательной власти области, то его обязательно надо будет использовать в том числе и для организации разработки и продвижения территориальных строительных норм.

МВ: Александр, спасибо.

АГ: Спасибо, Михаил. В этой области есть еще другие вопросы. Предлагаю обсудить их в следующий раз. Вопросы и пожелания можно присылать мне по электронной почте abgladkov38@gmail.com.


PS. Разрешается использование и распространение этого материала в интернете с прямой активной гиперссылкой на данную страницу. Разрешается использование и распространение этого материала в СМИ с указанием источника: Сайт РПР-ПАРНАС Иркутская область.